24.05.2018 14:17
Аналитика.
Просмотров всего: 10961; сегодня: 24.

Мурат Чошанов: "В Америке высшее образование выбирают немногие"

Мурат Чошанов:

«Профессор года» в системе техасских университетов, выдающийся научный деятель в области математики и инженерии, активно занимающийся дидактикой и методами обучения математики, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета в Эль-Пасо (США) Мурат Чошанов дал оценку образованию США и России.

В начале разговора Мурат Аширович напомнил о кросс-культурном исследовании в области математики среди учителей США и России, проводимого учеными Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо.

Работы велись по изучению влияния предметных знаний учителя на успеваемость школьников США и России.

— Кросс-культурное исследование не только показывает особенности преподавания математики в США и России с их сильными и слабыми сторонами преподавания, но и дает возможность многомерно взглянуть на проблему – узнать опыт коллег, чтобы использовать лучшее, – отметил Мурат Аширович.

Исследование было направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы).

Американские и российские учителя были протестированы с использованием опросника предметных знаний (Teacher Content Knowledge Survey), который состоял из задач различного когнитивного типа.

— Проводилось исследование, в котором участвовали 102 российских педагогов и 97 американских – что уже говорит о высокой достоверности полученных результатов. Педагогам нужно было выполнить задания, содержательно отражающие предметные знания учителя по трем когнитивным категориям. Первый: проверка знаний – факты, формулы, аксиомы и прочее. Второй: проверка их понимания, и наконец, третий: доказательство теорий, суждения, размышления. К слову, все задания были идентичны для двух сторон. В первых двух этапах различий между педагогами не было. Но на третьем этапе, где нужно было решать задачи на суждения, русские педагоги опережали американских. И этому тоже есть историческое объяснение. В Советском Союзе в высших учебных заведениях появился такой предмет как логика. Логика учила рассуждать, и, думаю, что это и сыграло решающую роль в исследовании.

Результаты исследования показывают статистически значимую разницу в уровне предметных знаний учителей России и Америки. У российских – явно выше стоят знания по разделам алгебры и геометрии, но «проседают» знания теории вероятностей и статистики. Кроме того, россияне лучше рассуждают, чем их американские коллеги.

— Этому есть историческое объяснение, поскольку в советское время алгебре уделялось особое внимание, и подготовка специалистов в этой области была на достаточно высоком уровне, отсюда и результаты. В американских школах алгебре уделялось меньше внимания, хотя сейчас эта тенденция изменяется в большую заинтересованность этим предметом, чем раньше. Но американские учителя опережают русских в математической статистике и теории вероятности. Тут, вероятно, дело в том, что внимания на эти предметы в российских школах уделяется меньше. Те же экзамены фактически лишены этих тем, как таковых.

По словам ученого, результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России.

— Математическая школа в Америке не такая сильная, как в России, поскольку традиции, которые сохранились еще с советского периода, до сих пор играют серьезную роль в обучении математике. Но уже сегодня прослеживается положительная тенденция к возвращению статусности математической науки за счет появления новых математических школ, которые возрождают интерес и силу математики, которая так уменьшалась, начиная с 90-х годов.

Но слабая математика в школах Америки компенсируется усилением ее в вузах, поскольку происходит большой сплав студентов, учеников, которые приезжают из разных стран, где отбираются, действительно, лучшие из лучших. И именно там американская математика и приобретает внушающий вес. К сожалению, такой возможности у России нет, поскольку для этого нужно создавать определенные условия для сильных студентов.

По мнению Чошанова, в Америке высшее образование выбирают немногие, следовательно, повышается его ценность.

— В России стало уже частью культуры – получить заветную корочку диплома. Но эта культура несколько мешает развитию высшего образования из-за того, что высшее образование получают только ради статуса, а не для будущей профессиональной деятельности.

В Америке далеко не все стремятся получить высшее образование, и поэтому оно там достаточно высоко ценится. Отличительная особенность высшего образования - это понимание того, зачем оно нужно.

А ведь в России математика нечто большее, чем просто дисциплина.

– Математика в России — это особый предмет. Это и известные на весь мир математики Лобачевский, Чебышев, Новиков, Перельман и многие другие. За этими именами стоит интеллектуальный потенциал, — подчеркнул собеседник.

Поэтому ученому важно, чтобы интеллектуальный потенциал России не был растерян.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...